Углеродное регулирование в ЕС и РФ: обзор текущего законодательства

15 сентября 2020 г.

Обзор подготовлен юристом NSP Анной Щербаковой

В июле 2020 г. появились новости, что Еврокомиссия рассматривает возможность введения углеродного сбора на импорт товаров, который создал бы конкурентное преимущество для зарубежных компаний с невысокими выбросами парниковых газов.

На 2018 г. главными эмитентами СО2 (основного парникового газа) стали Китай, США, Индия, Россия (около 1,6 млрд т. из 33,9 млрд т.) и Япония1. 42% всего российского экспорта приходится на страны ЕС2. Россия занимает 2-е место после Китая по объему углеродоемкого экспорта в ЕС: около 150–200 млн. т. ежегодно.

Как введение сбора может повлиять на российских производителей и какие ответные меры предпринимаются в России Вы сможете узнать из нашего обзора.

Европейская "Зелёная повестка"

Идея о международном углеродном налоге в ЕС возникла в рамках "Новой зелёной повестки" (New Green Deal) 2019 г. - комплекса законов и постановлений, целью которых является сокращение выбросов углерода на 50-55% (по сравнению с уровнями 1990 г.) к 2030 г. и к полному запрету выбросов к 2050 г.

Трансграничный углеродный сбор предполагает, что производители, которые в процессе их производства сжигают много ископаемого топлива, будут платить за каждую тонну углекислого газа, попавшего в атмосферу. Производители в странах, в которых действуют механизмы ценообразования на выбросы углерода, совместимые, по мнению ЕС, с его собственными (углеродные сборы или углеродные налоги), могут быть освобождены от уплаты налога. Подробности и сроки введения нового сбора еще обсуждаются.

Примечательно, что в 2019 г. глава "Роснано" Анатолий Чубайс предлагал ввести углеродный налог в России, который взимался бы за превышение компаниями целевых показателей выбросов парниковых газов. В случае появления такого налога ЕС мог бы освободить российские товары от нового трансграничного налога3.

Российское подразделение консалтинговой группы KPMG сценарий ведения налога в 2022 году считает пессимистичным, а за базовый берет 2025 год4. Такого же мнения придерживается и Boston Consulting Group5. Принятие программы вызвало волнения среди российских ведомств, вопрос обсуждался в рамках Совета Безопасности6. В сентябре 2020 г. планируется провести ряд неофициальных консультаций между РФ и ЕС по вопросу введения трансграничного углеродного регулирования7.

Хронология развития российского законотворчества
по вопросу введения углеродного налога

В России дискуссия о принятии закона о регулировании выброса парниковых газов ведется на протяжении пяти лет.

  • В 2016 г. Россия подписала Парижское соглашение по климату, а 23 сентября 2019 г. Россия присоединилась к Соглашению.

  • 3 ноября 2016 г. Распоряжением Правительства №2344-р утвержден "План реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов".

  • В декабре 2017 г. Минэкономики разработал концепцию проекта федерального закона "О регулировании объема выбросов парниковых газов в РФ"8. В течение 2018-2019 гг. Минэкономики несколько раз дорабатывал концепцию законопроекта9.

  • 4 декабря 2018 г. на портале проектов нормативных правовых актов опубликован первый проект федерального закона10.

  • В последней опубликованной редакции законопроекта (от марта 2019 г.) предлагалось установить общий максимально допустимый объём прямых выбросов парниковых газов для предприятий (150 тысяч тонн СО2-эквивалента.) В случае превышения установленного порога с 2025 года организации должны были выплачивать "углеродный сбор".

  • В сентябре 2019 г. Совет Федерации не поддержал предложенную Минэкономразвития редакцию законопроекта об "углеродном сборе"11.

  • В декабре 2019 г. Всемирный банк рекомендовал России рассмотреть возможность введения углеродных налогов или других механизмов взимания платы за выбросы углерода12.

  • В июне 2020 г. Минэкономики направило Правительству РФ новую версию законопроекта об углеродном регулировании13.

Последствия введения трансграничного углеродного налога

  • По оценкам Boston Consulting Group величина первоначального сбора может составить 30 долларов США за тонну выбросов CO214.

  • В наибольшей степени окажутся затронуты сектора, производящие продукты нефтепереработки и кокс, а также горнодобывающая промышленность15. Чуть менее будут затронуты такие сектора, как металлургия, химическая и бумажная продукция.

  • Сбор снизит рентабельность поставок сырой нефти в ЕС в среднем на 20%16.

  • Для России сбор больше всего затронет такие сферы как нефтехимия, металлургия и производство удобрений. Сбор затронет не только углеродоёмкие производства, но и косвенно все сектора российской экономики.

  • Введение углеродного сбора повлечёт за собой повышение стоимости российских товаров, что, в свою очередь, может привести к потере доли рынка ЕС. Например, для производителей азотных удобрений углеродный сбор может стать заградительно высоким, достигая 40–65% текущей экспортной стоимости удобрений.

  • В силу большей углеродоёмкости (глубокие залежи нефти) Россия может уступить часть нефтяного рынка ЕС Саудовской Аравии из-за снижения рентабельности.

  • По оценкам Boston Consulting Group17 нефтегазовый сектор может ежегодно терять 1,4–2,5 млрд. долларов США, сектора черных металлов и угля — 0,6–0,8 млрд. долларов США, цветных металлов — 0,3–0,4 млрд долларов США, остальные — 0,8–1,1 млрд. долларов США.

  • По оценкам Boston Consulting Group, дополнительная нагрузка экспортеров из России составит 3,0–4,8 млрд долларов США в год18.

  • По оценкам международной консалтинговой группы KPMG (при появлении углеродного сбора с 2022 г.), суммарные потери российских экспортеров в первый год их действия составят 3,6 млрд евро. Далее налоговая нагрузка будет ежегодно возрастать, и в 2030 г. им придется заплатить уже 8,2 млрд евро19.

Возможные способы решения проблемы

  1. Программа "Зелёная повестка" исключает применение углеродного сбора к производителям, в чьих странах введены углеродные налоги или сборы. Ряд экспертов (в том числе советник президента РФ по климату) в качестве меры реагирования называют введение "цены на углерод" (налога на углерод, либо требования приобрести разрешения на выбросы), а также принятие закона, направленного на сокращение выбросов20.

  2. По мнению Boston Consulting Group21 России необходима разработка нормативно-правовой базы стандартов измерения и отчетности по выбросам парниковых газов, а также механизмов и целей по снижению выбросов. Так, в России уже разработаны и приняты стандарты по измерению парниковых газов, но проект Федерального закона, который бы устанавливал обязанность компаний отчитываться по выбросам парниковых газов до сих пор не принят. Не существует и унифицированной формы отчетности.

  3. По мнению Boston Consulting Group22 в России необходимо введение субсидирования стратегических отраслей, привязанное к обязательствам по сокращению выбросов, а также пересмотр системы регулирования, формирование требований, стандартов, условий и стимулов, соответствующих требованиям ЕС и международного сообщества. Так, из топ-8 стран — экспортеров в ЕС системы регулирования парниковых газов на сегодня нет только в Турции и России.

  4. Крайне рекомендована также декарбонизация всей цепочки производства и поставки. Так, например, углеродный след производства нефти в России в два раза ниже чем в Канаде. Сбор повысит себестоимость добычи нефти для России и еще более для Канады. Подобное дает возможность производителям вытеснить с рынка менее эффективных конкурентов. Преимущество в итоге будет за теми производителями, кто сможет адаптировать технологии и требования согласно стандартам ЕС. По мнению Boston Consulting Group, в одном случае может понадобиться период около года, а в другом инвестиционный цикл не менее трех - пяти лет.

Положительный пример демонстрирует Китай. Китай, будучи самым крупным экспортером, начал сотрудничество с ЕС по поводу запуска ETS (схема торговли квотами на эмиссии парниковых газов) еще в 2014 г. С 2018 года кооперация между ЕС и Китаем ведется на базе платформы ECPDD (платформа ЕС — Китай для политического диалога по торговле выбросами). Уже в текущем, 2020 году планируется запуск китайской ETS.

Краткая характеристика последней версии
российского законопроекта об углеродном сборе23

Под парниковыми газами понимаются газообразные составляющие атмосферного воздуха как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение.

Под прямыми выбросами понимаются выбросы парниковых газов от источников выбросов парниковых газов, принадлежащих регулируемым организациям на праве собственности или ином законном основании.

Закон предусматривает, что государственное регулирование выбросов парниковых газов распространяется только на организации, соответствующие установленным Правительством РФ критериям ("регулируемые организации"). Таким образом, требования, предусмотренные законом, распространяются не на все существующие компании.

Методами государственного регулирования выбросов парниковых газов признаются:

  • установление показателей прямых выбросов парниковых газов для России и для отдельных отраслей экономики (относится к полномочиям Правительства РФ);

  • установление общих требований к хозяйственной и иной деятельности для сокращения выбросов парниковых газов (относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования выбросов и поглощений парниковых газов);

  • выдача разрешений на прямые выбросы парниковых газов (относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования выбросов и поглощений парниковых газов);

  • установление экономических механизмов регулирования в области выбросов парниковых газов и их поглощении поглотителями парниковых газов (относится к полномочиям Правительства РФ).

Платность прямых выбросов парниковых газов сверх установленных разрешениями объёмов выбросов парниковых газов является одним из принципов реализации экономических механизмов в области регулирования выбросов парниковых газов.

Закон предусматривает ряд мер по экономическому стимулированию деятельности по сокращению выбросов парниковых газов:

  • применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, участвующих в деятельности по сокращению выбросов парниковых газов;

  • предоставление налоговых льгот;

  • зачет затрат на проекты, направленных на сокращение выбросов в качестве платы за выбросы парниковых газов сверх установленных разрешениями объёмов выбросов парниковых газов.

Закон предусматривает проектную деятельность по:

  • сокращению выбросов;

  • увеличению их поглощения.

Под проектом по сокращению выбросов парниковых газов понимаются технические, управленческие, организационные решения, обеспечивающие снижение выбросов парниковых газов источниками выбросов парниковых газов.

Под проектом по увеличению поглощения парниковых газов поглотителем понимается деятельность по повышению способности поглотителя к поглощению парниковых газов. При этом поглотитель – вид деятельности или механизм, который абсорбирует парниковый газ, аэрозоль или химических предшественников парникового газа из атмосферного воздуха.

Проектная деятельность возможна в отраслях, предусмотренных Правительством РФ.

Инициатором проекта может выступать:

  • регулируемая организация;

  • иное лицо, действующее на основании соглашения, заключенного с владельцем источника выбросов парниковых газов.

Инициатор проекта осуществляет мониторинг за ходом реализации проекта.

Верификация отчетов о реализации проектов (проверка и подтверждение правильности сведений об антропогенных выбросах и поглощении парниковых газов) осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными специальным ведомством.

Операции с единицами сокращения выбросов/единицами поглощения парниковых газов, полученными в результате реализации проектов:

  • единицы (1 тонна СО2-эквивалента) отражаются в государственном реестре единиц сокращения выбросов парниковых газов и единиц поглощения парниковых газов;

  • передача и приобретение единиц сокращения или единиц поглощения парниковых газов осуществляется юридическими лицами, на базе которых были реализованы такие проекты;

  • операции по передаче единиц сокращения или единиц поглощения парниковых газов не облагаются НДС.

Разрешения на прямые выбросы парниковых газов

  • выдаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

  • действуют в течение установленного в нём срока;

  • в случае превышения регулируемой организацией массы выбросов, установленной в разрешении, с неё взимается сбор за каждую тонну СО2-эквивалента сверх массы, установленной в разрешении;

  • информация о выданных разрешениях вносится в общедоступную Государственную систему учёта выбросов парниковых газов.

Сборы за выбросы парниковых газов

  • уплачиваются в случае превышения регулируемыми организациями фактической массы выбросов парниковых газов, установленной в разрешении;

  • средства от сбора за выбросы направляются в фонд поддержки реализации проектов по сокращению выбросов и/или увеличению поглощения парниковых газов.

Закон предусматривает создание государственной системы учета выбросов и поглощений парниковых газов, а также Фонда поддержки реализации проектов по сокращению выбросов и/или увеличению поглощения парниковых газов.

Краткие выводы

  1. Существует высокая вероятность введения в России углеродного сбора. Нормативно-правовая база для введения сбора находится в стадии разработки.

  2. Россия ведет консультации с ЕС относительно введения в ЕС трансграничного углеродного сбора. О результатах таких консультаций пока неизвестно.

  3. Российским производителям необходимо начать разработку и внедрение механизмов, систем и стандартов измерения и отчетности по углеродному следу, вести работу над раскрытием информации в соответствии с международными стандартами. Также компаниям целесообразно вносить изменения в технологии и способы производства с целью снижения углеродного следа.

По вашему запросу юристы NSP окажут вам правовую помощь или содействие.
welcome@nsplaw.com

Ссылки:

  1. ↑ https://tass.ru/obschestvo/6926371;
  2. ↑ https://www.bcg.com/ru-ru/press/29july2020-carbon-challenge-to-russian-exporters;
  3. ↑ https://www.rbc.ru/business/07/07/2020/5f0339a39a79470b2fdb51be;
  4. ↑ https://www.kommersant.ru/doc/4433491;
  5. ↑ https://www.bcg.com/ru-ru/press/29july2020-carbon-challenge-to-russian-exporters;
  6. ↑ http://www.rspp.ru/events/news/-prezident-rspp-aleksandr-shokhin-prinyal-uchastie-v-soveshchanii-soveta-bezopasnosti-rf-po-vvedeniyu-5f4650bfca262/;
  7. ↑ https://www.kommersant.ru/doc/4443081;
  8. ↑ https://www.kommersant.ru/doc/3496236, https://www.kommersant.ru/doc/3579808;
  9. ↑ https://www.kommersant.ru/doc/3819667;https://www.kommersant.ru/doc/3915489;
    https://www.kommersant.ru/doc/3850043;https://www.kommersant.ru/doc/4087112;
  10. ↑ ID проекта 02/04/12–18/00086521 проект федерального закона "О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые законодательные акты";
  11. ↑ https://www.interfax.ru/russia/680679;
  12. ↑ https://ria.ru/20191204/1561955782.html;
  13. ↑ https://www.kommersant.ru/doc/4374084;
  14. ↑ https://www.bcg.com/ru-ru/press/29july2020-carbon-challenge-to-russian-exporters;
  15. ↑ https://www.bcg.com/ru-ru/press/29july2020-carbon-challenge-to-russian-exporters;
  16. ↑ Если цена на нее останется в переделах от 30 до 40 долларов США за баррель;
  17. ↑ https://www.kommersant.ru/doc/4433491;
  18. ↑ Данный расчет основан на предположении, что облагаться сбором будет весь объем выбросов. Возможен и альтернативный вариант, когда облагаться сбором будет только превышение выбросов над установленным бенчмарком;
  19. ↑ https://deloros.ru/uglerodnoe-samooblozhenie.html;
  20. ↑ https://www.kommersant.ru/doc/4443081;
  21. ↑ https://www.bcg.com/ru-ru/press/29july2020-carbon-challenge-to-russian-exporters;
  22. ↑ https://www.bcg.com/ru-ru/press/29july2020-carbon-challenge-to-russian-exporters;
  23. ↑ https://regulation.gov.ru/projects#npa=86521

ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ УСТАРЕВШУЮ ВЕРСИЮ БРАУЗЕРА

Устаревшие браузеры не поддерживает современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно. Скачайте, пожалуйста, новую версию вашего любимого браузера.

ВЫБРАТЬ БРАУЗЕР